Пожалуй, единственная отрицательная роль Тома Круза. Седой наемный убийца с безупречной, но циничной логикой – таким Круз нравится нам больше.
В Лос-Анджелесе все как всегда, и, если какой-нибудь бедняга внезапно умрет в метро, никто, скорее всего, не заметит. Таксисты развозят полуночников, трудоголики ночуют в офисе, двое в аэропорту меняются чемоданами. В машину к таксисту Максу (Джейми Фокс) сядет седоволосый пассажир Винсент (Том Круз). Винсенту нужно объехать пять адресов, и за 600 долларов Макс соглашается. Когда после первой же остановки на машину из окна падает мужчина, Макс начинает подозревать, что зря согласился так быстро.
«Соучастник» – это криминальный триллер от режиссера Майкла Манна («Схватка», «Охотник на людей», «Али). Он никогда не снимал глупых, бессвязных фильмов, но обязательная назидательность делала его работы несколько скучными. В «Соучастнике» у Манна определенно удалось избавиться от своего фирменного морализма и при этом насытить ленту символичными переходами.
Действие происходит между 18:30 вечера 24 января и 5:40 следующего утра. Фактически, весь фильм Манна – это путешествие по пяти адресам, в нем не так уж и много действия, экшена. Значительная часть фильма – ночной Лос-Анджелес. Город получился полноценным героем: депрессивный, но очень живой.
Персонажи «Соучастника» тщательно продуманы и прорисованы. Это, наверное, единственная отрицательная роль Тома Круза. Он умный, саркастичный, почти седой – злодеи однозначно идут ему больше.
На этом фоне Джейми Фоксу, конечно, пришлось тяжело; задача, которая перед ним стояла, была куда труднее. За почти 11 часов, которые мы видим, Макс из жалкого таксиста, мечтающего о фирме по прокату лимузинов, превращается в настоящего героя, учится стрелять и прикидывается киллером.
Макс и Винсент не просто убийца и соучастник. На самом деле, они постоянно, на протяжении всего фильма, спорят о том, где же та грань, за которой добро становится злом. Режиссер Манн вообще известен тем, что в его фильмах нет категорически полярных персонажей, все они встречаются где-то «посередине».
Пожалуй, на момент 2004-го года, когда фильм «Соучастник» вышел в прокат, он был самым лучшем во всей фильмографии Майкла Манна. Острый оригинальный сюжет, великолепные актеры и совсем нехарактерный для Манна черный юмор.