Заброшенный пруд. Два одиноких ребенка попадают под очарование этого дикого места, которое постепенно сблизит их и даст им силу идти по жизни. Пруд в их глазах и в их воображении становится волшебным королевством, наполненным созданиями, рожденными в их мечтах и кошмарах.
Французский мальчик лет десяти проводит каникулы в деревне. Скучный мир взрослых людей его мало занимает, чего не скажешь о мире природы: на краю деревни раскинулся пруд, волшебный в своем многообразии.
Здесь мальчик проводит дни, тихо наблюдая за полетами стрекоз и играми водоплавающих жуков. На глубине пруда живет столетний карп, весь покрытый зеленой тиной, по ночам здесь на все лады квакает хор лягушек, днем стрекочут кузнечики, чирикают птицы. Однажды мальчик замечает, что его тайное место стало явным для соседской девочки, которая также приходит сюда: в отличие от него, она придумывает себе игры, например, делает кукол из лепестков красного мака. Мальчик перестает просто наблюдать — теперь он свистит на листике травы, устраивает на солнечной полянке метель из пуха, придумывает девочке имя Ирис, дарит ей свою лупу и скучает, когда она не приходит.
«Детская любовь — большое везение. Ни одному из нас не удалось ее пережить», — сообщили на презентации фильма «Сфера колдовства» его режиссеры Клод Нуридзани и Мари Перенну. По их замыслу, пруд — это символ взрослого мира, в который должен войти ребенок, а чувства мечтательного, замкнутого мальчика к девочке в красном платье — лучшее, что могло с ним случиться.
По первой профессии Клод Нуридзани и Мари Перенну — биологи. До «Сферы колдовства» режиссеры были известны своими кинолентами «Микрокосмос» и «Генезис», в которых такую же заметную роль играла флора и фауна. Их произведения отличаются от научно-популярных фильмов в духе BBC: Клод и Мари снимают не сухое документальное кино, а эстетически совершенный арт-хаус — для них важны символы, мотивы, метафоры. Их фильм изобилует подобными элементами: так, Ирис чертит мелом классики на асфальте и старт обозначает словом «Земля», а финиш — «Небо», как и принято в игре. Мальчик исправляет на «Пруд» и «Ирис» соответственно, что обозначает две составляющие его духовного мира.
Видеоряд сопровождается довольно изящным закадровым текстом. Пушинки, букашки, личинки – все они вплетены в описание, как бисер в кружево. «Я мог открывать маленькие планеты в одной капле воды», — говорится о мальчике, который не устает часами наблюдать природу. Звуковой ряд тоже непрост — полету стрекозы аккомпанирует гул вертолета, путешествие какого-нибудь маленького жука по мокрому камню дополняет звук барабанной дроби.
Фильм «Сфера колдовства» настолько не похож на все, что обычно идет в прокате большинства кинотеатров, что его вряд ли можно рекомендовать к массовому просмотру (хотя прокат фильма охватывает почти все страны Европы). Привыкшим к экшну и спецэффектам детям, в отличие от главного героя, будет скучно бесконечно созерцать природу. Взрослым, жаждущим страстей и психологизма, не понравится, что персонажи в «Сфере колдовства» недостаточно реалистичны: «Мы неловко себя чувствуем, когда видим, что ребенок — актер. Нам хотелось, чтобы дети не играли, а просто были детьми», — сказали по этому поводу режиссеры. «Сфера колдовства» — один из тех фильмов-паролей, по которым узнают близких себе по духу людей: два человека, влюбленных в этот фильм, наверняка полюбят и друг друга.