Чужие против хищника… Фредди против Джейсона… Авраам Линкольн против вампиров… Что дальше? Динозавры против Терминатора? Телепузики против Сатаны? Джон Фавро, вдохнув побольше воздуха, решительно делает шаг в сторону еще большего утрирования интересного явления в индустрии развлечений под названием «кроссовер». Это когда берут героев разных сказок, и заставляют их сообща бодаться с Серым Волком. И появились кроссоверы на свет не от хорошей жизни.
Идея порочна в самой сердцевине. Если герои были придуманы для параллельных вселенных, которые никогда в жизни не пересекались, столкновение их неизбежно приведет к этакому ощущению некоторой нелепости, повисшей в воздухе. Но если Фредди с Джейсоном, или, скажем, так и не явленные миру Бэтмен с Суперменом в одном флаконе — это, так сказать, одного поля ягоды, то уж вестерн-то с фантастическим боевиком мешать — это то же самое, что заставить Чебурашку и крокодила Гену бороться против Рэмбо в пыли Афганистана. То есть, чушь несусветная.
Но они все равно появляются, кроссоверы. И не только в кино — в компьютерных игрушках они тоже есть. И в комиксах (оттуда, кстати, идея фильма и пришла). Потому что беда с хорошими сценариями. Потому что с каждым годом все грознее нависает над Голливудом опасность по-настоящему серьезного кризиса идей, который уже давно бродит у самых дверей крупнейших студий. И если появляется хоть какая-то возможность рассказать принципиально новую историю — черт с ними, с невозможными Вселенными, даешь битву Карлсона с Черепашками Ниндзя! Хотя они с разных концов мироздания.
Ковбои с инопланетянами не сочетаются ну вот вообще никак. Они друг для друга чужеродные элементы. Странное ощущение, прямо как у Стругацких в «Гадких лебедях» — невозможная парочка: смотришь на одного — другой не в фокусе, переводишь взгляд на второго — первый расплывается. Нет между ними контакта. Вот в этом-то и заключается сущность этого довольно неудачного творения автора изумительно крепко сбитых и по-хорошему юморных «Железных человеков» — «Ковбои против пришельцев» несут околесицу с серьезным лицом, и от этого становится немножко скучно.
Судите сами. Инопланетяне, способные преодолевать грандиозные просторы космического пространства, построившие колоссальных размеров корабль и обладающие мощнейшим оружием, прилетают на планету, где живут люди, которые еще не изобрели не то что термоядерную бомбу и Айпад, но даже элементарный ватерклозет. В бою против инопланетян, имеющих в своем распоряжении даже летательные аппараты, у них не просто нет шансов — они все равно что младшая группа детского сада против Майка Тайсона. То есть, если в фильме есть хоть капля здравого смысла, в нем просто нет сюжета — алиены размазывают отсталую расу по прерии, берут что надо, и покидают гостеприимную планету Земля, не забыв ее при этом дезинтегрировать.
Но сюжет есть, и он шикарный: ковбои начинают биться с пришельцами, и уверенно побеждают. Впрочем, это было нетрудно, потому что пришельцы все как один слабоумные — никакой тактики не ведают, ведут себя как безмозглые оборотни из ужастиков (да, бегают голые на четвереньках и кусаются), и вообще в конце концов сильно разочаровывают. Тоже мне инопланетная раса — с Чингачгуками справиться не могут, получая меткие стрелы в задницу, глупят по-страшному, и вообще сильно уступают даже самым алкоголическим местным Джонам Смитам со спущенными штанами.
Неадекватность поведения у них просто удивительная. Они прилетели, чтобы добывать золото и похищать людей. Но за каким-то чертом при этом палят почем зря направо и налево, почти ни в кого не попадая, зато устраивая огненную феерию на переднем, заднем и прочих планах. Скоро становится понятно, что взрывы эти – ради красивого кадра, а вовсе не по делу. И все, перестает цеплять, титры встречаешь с облегчением. Совершенно проходной, совсем не вдохновенный, очень заштампованный и предсказуемый, несмотря на кроссовер, фильм, недостойный автора «Айронмэна».
Недостоин фильм и актеров, занятых в нем. Они его не вытянули — ни Дэниел Крейг, ни Харрисон Форд. И если первый в своей роли неимоверно брутального жилистого бандита — все тот же Джеймс Бонд, только похудевший и в профиль, то второй совсем уж ни к селу ни к городу. Изумительного дарования Пол Дано, юный актер, который перевернул мои личные представления об актерской игре потрясающим фильмом «Нефть», здесь только ноет и причитает, ровным счетом ничего не добавляя к драме.
Да и нет ее тут, драмы. И комедии нет. Ничего нет, только жирные спецэффекты на стопицот миллионов. Не зря Дауни-младший отказался от роли, предпочтя Шерлока Холмса — в том-то есть и душа, и прекрасный юмор, и искорка. А здесь, к сожалению, ничего этого нет, кроме массы профессионалов, на которых так и не накатил «потный вал вдохновенья».