Свою рецензию следует начать с того факта, что «Отпуск без конца» — первый полнометражный фильм (дипломный) представителя американского независимого кинематографа, —Джима Джармуша, снятый им за 15 тысяч долларов на шестнадцатимиллиметровую плёнку.
Как бы там ни было, но картина вышла в 1980 году, и собрала довольно положительные отзывы и достаточно высокие оценки от критиков.
Положительным является и то, что спустя 32 года, молодежь, да и не только, покупает диски с данным кинофильмом, что говорит о том, что им представляется интерес к ретроспективе Джармуша.
Мне этот фильм не понравился. Отсутствие мотивации, определенной, наполненной хоть какими – то яркими событиями и какой — либо цели фабулы — еще не полный перечень минусов картины. Фабула как раз так и присутствует, ведь её не может не быть, но она настолько слаба, что зрителю представляется тяжелый труд дабы понять, что именно хотел сказать, или даже показать ему автор фильма. Как по мне, такого не должно ощущаться.
Следует оправдать режиссера: это его дебют, да и к тому же, собственно он учился многому, но всего лишь потом любовь к кинематографу привела его в киношколу, и спустя время он начал снимать, впервые прочувствовав вместе с тем хотя и сладостный, но и вкус горечи съемок.
Теперь по сюжету. Главный герой фильма — Олле — молодой парень, фактически нигилист, в поиске чего — либо значимого и интересного для него. У него нет дома, он бродит по пустынным полуразрушенным районам Нью-Йорка, встречая таких же странных людей, как и он сам. Выступая в качестве доброго персонажа, он раздает нуждающимся сигареты, общается с одинокими бездомными, чтобы развеять их одиночество, и вместе с тем, следует признать — отлично наслаждается обществом с самим собой.
Картина отлично показывает душевную внутренность таких вот людей, у которых — «отпуск без конца», символичным и есть употребление почти аллегорического названия фильма в соответствии с такими жизненными персонажами. У них нет особенной цели, у них есть — желание, которое покрывает саму значимость и осмысленность человеческого существования. Типичный представитель большого % современной молодежи.
Как-никак, но в фильме должны присутствовать структурированные, связанные между собой, в контексте сюжета — завязка, кульминация, и развязка.
В «Отпуске…» же этот момент совсем не упущен, однако предоставлен на усмотрение зрителю совершенно размыто, словно небольшим, проливным дождем.
В начале фильма парень наслаждается жизнью, в середине – тоже, но он угоняет автомобиль — в чем по сути состоит и завязка, и развязка в картине, и чего по сути законов драматургии быть не может. Но, получив за это деньги, паренек отправляется в другое место, чтобы не заскучать на прежнем. Из этого следует, что смысл главного героя состоит в путешествии, чтобы забывать о том, что смысла как такового не существует, он отсутствует.
Огромный плюс, и, собственно, положительный отзыв Джармушу за то, что он совершенно отменно показал внутренний мир героя, что дает зрителю понять уже в начале своего фильма, кто такой Олле, и из чего состоит его жизнь.
Олле, в исполнении Ричарда Боэ (RICHARD BOES) хорошо дебютировал, проявив себя. Вся актерская работа, по сути, в кинофильме положена на его молодые плечи, и ему, как по мне, это удалось, — войти в роль меланхолического, с тонкой душевной организацией паренька.
Вывод: кинофильм снят достаточно скучновато, чтобы полагать что он «гениален» и будет интересен среднестатистическому зрителю – киноману. Однако, это же, впрочем, независимое кино. Кто любит такое кино –направление, тому придется по зрительскому вкусу, к тому же в отпуске его смотреть тоже отлично — с намеком на интерес, почти что подлинный сюжет, рассказ повествующий о вкусе сиюминутного бытия паренька Олле, который просто наслаждается тем, что живет, ходит, видит, курит, путешествует.