Посмотрела фильм «Монолог». В очередной раз. Помню, когда впервые много лет назад увидела этот фильм, он не произвёл на меня особого впечатления. Запомнилась, пожалуй, только Ниночка в исполнении Марины Неёловой. Ниночка, внучка знаменитого ученого Сретенского, школьница, влюбляется во «взрослого» доктора, который обещает жениться, но очень скоро «бросает» её, увлёкшись другой женщиной. Сюжет вполне очевиден и банален как всякая мелодрама, хотя образ героини в исполнении Неёловой несомненно подкупает своей трепетностью, нежностью и искренностью.
Удивительно, но только с годами начинаешь понимать, что история с внучкой Сретенского, это лишь сюжетная линия, художественный приём и, если так можно выразиться, катализатор раскрытия идеи фильма. Идея фильма, его глубокий философский смысл — в главном герое, учёном Сретенском, дедушке Нины. В его жизни, его благородстве, интеллигентности, человеческом тепле, которое он дарит людям и самому любимому близкому человеку, своей внучке.
Роль деда, учёного Сретенского, сыграл, а я бы сказала «прожил», Михаил Глузский. Сыграл проникновенно, мудро, без пафоса и с такой необъятной любовью, пронзительной интеллигентностью, что сейчас, к сожалению, воспринимается как «уходящая натура».
По своему замыслу, глубине, актерскому воплощению, считаю этот фильм, заслуживающим самой высокой оценки среди советских и не только советских фильмов.