«Стоун» — довольно непростое и философское кино, снятое в 2010-ом году интересным и подающим надежды американским режиссером Джоном Кёрраном («Разрисованная вуаль», «Мы здесь больше не живем»).
Главный герой этого фильма Джек Мэйбри работает инспектором по условно-досрочному освобождению, его работа заключается в психологической оценке преступника и его шансов предстать перед комиссией и выйти из тюрьмы раньше своего срока. Джек уже не молод и готовится выйти на пенсию, и с последним делом к нему в очередные собеседники попадает некий Джеральд Крисли по прозвищу Стоун, соучастник убийства и поджога. Стоун очень хочет выйти из тюрьмы и просит свою жену Люсьетту всячески повлиять на Джека и если надо даже соблазнить, чем та активно и начинает заниматься. Джек же в свою очередь пытается понять, не опасен ли Стоун для общества и принять правильное решение.
В сотый раз убеждаюсь, что перед просмотром какого-либо фильма не стоит смотреть никакие трейлеры, поскольку этот фильм прокатчики пытались всячески продать и протолкнуть как криминальный триллер про шантаж и манипуляции, а на деле же это оказалась сложная драма о нравственном выборе человека, многослойная, неторопливая и с кучей всяческих подтекстов. Этот фильм заставляет задуматься о многом, о религии, о природе добра и зла, о том почему одни люди сидят в тюрьме и их всячески осуждают и шпыняют за один проступок (иногда и не очень значительный) те, кто находится на воле и далеко не такие уж святые, и о том, почему многие, будучи на свободе, сами превращают свою жизнь и жизнь своих близких в долгосрочное заключение. Еще одним препятствием для правильного восприятия этого фильма стало и участие громких имен в титрах, на которые массовый зритель идет слепо, желая получить что-то захватывающее, зрелищное или как минимум смешное, а «Стоун» не попадает ни в какую струю из этих, и в результате он был раскритикован и разгромлен всеми в пух и прах, и среди моих знакомых не найдется, пожалуй, ни одного человека, который бы его оценил по достоинству.
Я же, будучи большим поклонником разного рода фильмов, наоборот был приятно удивлен и впечатлен этим фильмом, который вопреки моим ожиданиям заставил меня пару дней ходить в непростых раздумьях. Игра мэтра кино Роберта Де Ниро («Пробуждение», «Без изъяна») и великолепного Эдварда Нортона («Красный дракон», «Шулера»), которые когда-то снимались уже вместе в «Медвежатнике» Фрэнка Оза, заслуживает всяческих похвал, и их беседы на экране — это воистину эмоциональное пиршество, а Нортон особенно хорош, если смотреть фильм в оригинале, его то ли латиноамериканская, то ли негритянская манера разговаривать — это что-то с чем-то. Красотка Милла Йовович («Пятый элемент», «Жанна Д’ Арк») тоже не подкачала и свою хоть и не очень приятную, но яркую и интересную роль сыграла с блеском, чего хочется сказать и про замечательную Фрэнсис Конрой («Клиент всегда мертв»).«Стоун» — это отличный во всех смыслах фильм, но, как говорится не такой, каким он кажется, и на мой взгляд, рассчитан он на тех, кто любит покопаться в своем внутреннем мире и всегда ищет смысл не на поверхности.