Этот странноватый, но при этом увлекательный и многослойный фильм выдал в 2009-ом году один из самых интересных и необычных режиссеров Франции Франсуа Озон («8 женщин», «Рики»).
Двое любовников Мусс и Луи очень привязаны друг к другу, но не только нежными отношениями, а еще и героиновой зависимостью, которая как обычно ничем хорошим никогда не заканчивалась, и вот однажды после принятия очередной совместной дозы Луи умирает. Мусс удается выжить, и выйдя из комы она узнает сначала о смерти Луи, а потом о том, что беременна от него. Пытаясь оправиться от горя и прийти в себя, она уезжает за город пожить в тиши, в маленьком домике своего друга, где Мусс должна для себя решить, оставлять ей ребенка или нет, и как вообще жить дальше. Героин она заменяет метадоном, постепенно пытаясь так избавиться от своей наркотической зависимости, а позднее в её доме появляется гость, брат Луи по имени Пол, не интересующийся женщинами молодой человек, которому не безразлична ситуация Мусс и он чувствует за неё и за её ребенка, которого она всё же решает оставить, ответственность перед погибшим братом. И через какое-то время их отношения переходят на новый и более сложный уровень.
Франсуа Озон всегда снимал очень спорные, противоречивые, но невероятно талантливые и по-эстетски красивые фильмы, и в этой ленте он остался верен себе, поскольку много в ней, не скрою, неприятного и сомнительного, но при этом абсолютно органично вписывающегося в стиль и общее повествование этого фильма. Главная героиня тоже не всем придется по душе, местами её откровенно хочется обматерить, но не проникнуться ей, мне было сложно. Замечательная, разная и обаятельная французская актриса Изабель Карре («Четыре звезды», «Анна М») потрясающе и тонко сыграла главную героиню Мусс, наполнив её множеством красок и эмоций, и сделав её какой-то необыкновенной и чистой душой, какими все женщины бывают в период беременности. Замечательно себя показал и дебютант в кино Луи-Ронан Шуази в роли поддерживающего её Пола, который написал, кстати, еще и музыкальное сопровождение к фильму.
В 2009-ом году на кинофестивале в Сан-Себастьяне этот фильм получил специальный приз жюри, а также был номинирован на «Золотую раковину». Интересные и умные диалоги, стильная операторская работа Матиаса Раафлауба, прекрасные и живописные природные пейзажи, всё в этом фильме работает блестяще на восприятие и воображение, и те, кто любит и понимает сложное и глубокое европейское кино и обладает широкими взглядами, непременно «Убежище» оценят по достоинству.