Любой вид самовыражения не всегда находит адекватную обратную реакцию у окружающих. Тем более если речь идет об уличном граффити. Для одних — это форма искусства, когда для других — чистой воды вандализм и порча государственной и иной собственности.
Свободный бунтарь-художник Бэнкси — яркий представитель субкультуры художников граффити. Получил популярность благодаря провокационным работам и ореолу таинственности и анонимности. Никто не видел его лица. Обращая внимание на существующие проблемы и болезни общества, его работы стали объектом гневных выпадов и преследования, но и нашли отклик у зрителя.
Бэнкси заявляет о себе открыто, не прячась в душных помещениях. Его галерей выступает целый мир. Невидимый бунтарь. Голос больного общества.
О нем в частности повествует документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» и не только. Дебютировав в качестве режиссера, Бэнкси и здесь получил порцию оваций и славы. Картина собрала немало независимых кинопремий. Была номинирована на премию «БАФТА» и «ОСКАР». И получила порцию положительных отзывов. Документалистика или фарс? Своеобразная насмешка автора? Что это. Нам остается только строить догадки.
Итак, о сюжете. Знакомьтесь, Тьерри Гетто, родом из Франции. Ныне житель Лос-Анджелеса. Тьерри маниакально фиксирует все подряд на кинопленку. Начиная от любимой жены и непосед детей до банального похода в магазин. Вот так Тьерри однажды и попадает в загадочный мир искусства граффити. Увлеченный и очарованный, он больше загорается идеей познакомиться с самым таинственным художником граффити. Им и был Бэнкси. Получив билет в окружение самого Бэнкси, Тьерри практически преклоняется перед новоиспеченным богом. Но однажды почувствовав сладкий вкус денег, Тьерри сам становится «художником» под псевдонимом «Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash)». Буквально «промыв» мозги всем вокруг. Превратив свободное и независимое уличное искусство в продукт массового потребления. А пипл«хавает».
«Выход через сувенирную лавку» — своего рода намек и насмешка. Популяризация и коммерциализация всегда вредит искусству, лишает голоса автора и делает рабом звонкой монеты. Как работы Уорхолда стали массовым явлением. А рок выполз из тени андеграунда, приобрел гламурные черты. Так и современное искусство легко продается с потрохами. Где она, эта черта. Когда художник уже сыт, но все еще художник.
Увы, каждый раз, проходя через очередную сувенирную лавку, очарованные блеском мишуры, мы не пройдем мимо. «Выход через сувенирную лавку» — документальный фильм об уличном искусстве граффити, его обитателях, героях и подражателях. О важности истинного искусства. И вреда массовости. Интересное и поучительное кино.