Заранее все знали, что это не экранизация. Бёртон со сценаристкой в ходе фильма ещё много-много раз делают реверансы в сторону зрителей. Дескать, и Алиса выросла и мир изменился... Да и вообще Алиса не та, и ей это снится. Анемичная героиня появляется перед зрителями с синяками под глазами и жалуется на дурные сны. Точно так и меня фильм измотал: через 2 часа я чувствовала себя с трудом проснувшейся после ночного кошмара.
Прекрасно аллюзийное начало: мамаша лорда ругается на белые розы, высаженные 'тупицами ' вместо белых, кролик только шуршит в кустах, перед Алисой кривляются сёстры-близнецы, а по плечу лорда, лыбящегося весьма узнаваемым образом, ползёт синяя гусеница. Заманивание кроликом Алисы – шедеврально, падение в нору стремительно и несказочно, при этом отдаёт мыслями старины Фрейда, рост и уменьшение Алисы под шушукание Кролика с Соней – прекрасная находка, особенно её комедийная составляющая. Но вот потом над картиной навис призрак 'Властелина колец ', особо чётко материализовавшийся в баталиях Бранного дня. Словно Бёртон задался целью переплюнуть Джексона. Алиса чем-то напоминает Фродо. Растерянным ли взглядом, кармической ли необходимостью 'спасать мир '... Само цветовое решение кадра, сходство Белой Королевы с киношными эльфийками, пейзажи, погони, битва... ВК, однозначно, только Алиса не механическая машина доставки Кольца, а вполне себе живая девушка. Другу нашему Питеру удавалось хотя бы весь первый фильм держать аудиторию в напряжении, чтобы потом потрясать воображение масштабными битвами. Бёртон зрительское внимание отпускает, но зато и не особо ударяется в тягомотину, обусловленную объёмом литературного первоисточника. Минус фильма 'Алиса в стране чудес ' – это отсутствие кульминации при том, что действие её подразумевает. Бранный день 'Алисы... ' не имеет масшабности битвы Гондора и Мордора. И не имеет смысла... Слишком очевидна борьба добра и зла во 'Властелине колец ' и слишком спорна она в 'Алисе... '. Нужно ли было самой Алисе рубить голову Бармаглоту? Так же не нужно, как и Фродо расставаться с кольцом. Герои выполнили свои миссии и стали ненужными тем, кто ими руководил. Поэтому труден для Алисы выбор: мир живых или подземная страна. Ни там ни там она не нужна.
Что касается картинки, то над ней бёртоновская команда потрудилась на славу. Выцепив самые яркие образы из кэрроловских сказок, киношники не стали давать волю неуёмной фантазии, а сыграли на ассоциациях. Основой для всех прорисовок явно послужили иллюстрации Джона Тэниэла. В первую очередь сцена Бранного дня с графикой 'Алиса - Бармаглот '. Меняем длинноволосого юношу на Алису - и вуаля! Кстати, пол рыцаря на иллюстрации совершенно неразличим, это Кэрролл в стихах называет героя то сыном, то мальчиком. Обратите внимание: Шляпник у Бёртона обращается к Алисе по мужскому роду. И не только по причине своего идиоматического безумства.
Милы и приятны некоторые штучки, которые подкупают в любом кинофильме. Неоригинален, но от этого не менее хорош кадр с превращением месяца в улыбку Чеширского кота. Ну, а идея представить карты и шахматы как две противоборствующие армии мне положительно нравится! Белые шахматные офицеры-кони предсказуемы, но вот карты... На то они и карты, чтобы строить из плоских солдат домик или заставлять падать веером по 'эффекту домино '.
Что ещё стоит отметить в технических достоинствах картины, так это то, что грань между анимационными персонажами и живыми актёрами стёрта совершенно. Поэтому зверьё-моё великолепно. Удачно вклинен Брандашмыг, пятнистый котопёс с акульей челюстью. Не таким я его представляла, точнее, совсем не представляла, но... Он получился, в отличие от своего товарища по несчастью, т.е. по стихотворению, Бармаглота: картинного чудища из разряда силиконовых динозавров 'Юрского периода '. Отечественный Змей в ширпотребовском мультике про Добрыню Никитича интересней. Характер у него был, в отличие от плоского 'нетридэшного ' сознания бёртоновского Бармаглота. Появление собаки-бассета вообще непонятно – или я плохо читала Кэррола или это подобие Друпи задумывалось исключительно для выбивания зрительской слезы. Единственная памятная мне собака в книге – это щенок, вознамерившийся поиграть с уменьшившейся Алисой. Получается, щенка вырастили до матёрого кобеля, научили говорить да ещё окрестили Боярдом.. Страна чудес, мда. Очарователен Белый Кролик – пушист, наряден и награждён богатой мимикой. Мартовский Заяц - этакий клинический безумец. Его чаепитие меня развеселило)) Соня стала почему-то почти что мышкой с мушкетёрскими ухватками и, кстати, совершенно перестала спать. Но круглые выразительные глаза решают всё)) И... О, да, Чешир, великолепный Чешир. Острозубая улыбка кота скорей похожа на улыбку амазонской пираньи, но от того не менее завораживающа. А в шерсть с неоновым отливом так и хочется запустить пальцы.
Что касается актёров... Меня совершенно покорил Джонни Депп. Другой Шляпник, не кэрроловский, но зато более понятный и трогательный. Чем-то похож на маленького бродягу Чарли Чаплина. Хелена Бонэм Картер обаятельна в капризном деспотизме Красной Королевы. Женщина на 100%. Почему-то более всего сочувствия вызвала именно 'кровавая ведьма ', обожавшая предавшего её мужчину. Этакая леди Макбет Червонного уезда.
Энн Хэтэуэй сжилась уже с образом персонажа с виду милого, но со своими тараканами внутри. Это самое странное воплощение добра, которое мне приходилось встречать. Белый цвет в христианском мире атрибут позитивного восприятия. Белая Королева мила, изящна, манерна. Приятна. Но тёмные губы произносят: 'Моя сестрица предпочитает править живыми '. Так вот она какая, последняя женщина любого... Не с косой, да не костлявая, а гото-гламурная.
Миа Васиковска похожа то на Гвинет Пэлтроу из 'Влюблённого Шекспира ', то на Кейт Бланшетт в роли Елизаветы. Менее всего на себя саму. Впрочем, роль потерянной в пространстве и времени девушки, для которой оба мира - и подземное королевство и общество взрослых - оказались чужими, сей барышне вполне удалась. Но не та... не та Алиса! Фильм, как и любое детище 'Диснея ' последних лет, портят непременные морализаторские монологи из разряда 'как нужно жить личности среди серостей ' и 'мы пойдём другим путём'. Маразм в том, что это бла-бла слетает с уст Алисы! Что губит финал на корню. Хотя с бабочкой задумка неплоха, выкрутились напоследок, что называется. 'Я вернусь к тебе, обязательно вернусь', - повторяет Алиса клятву-мантру. Хочется добавить 'другим, совсем другим ' =) Я вот до последнего ждала поцелуя. Слава богу, этого не случилось, случился невнятный финал. Да, Алиса вернётся... вернётся в подземное королевство. Все там будем, как говорится...
Саундтрек непосредственно в фильме уныл.
Детям не показывать. Если только ваше чадо не обладает крепкой психикой и достаточным багажом знаний.
Резюме: один раз посмотреть нужно! Пересматривать не обязательно.