Операция о сокровищах, на которые можно только смотреть.
Неаполь, что означает «Новый город». На латинском языке Neapolis. Третий по величине город Италии. Расположен у воды. Красив, величествен, могуч. Со своей историей, религией, покровителями, сокровищами. И, если в реальности никто и не думал на них покушаться, то в кино. «Операция „Святой Януарий“» — является одним из тех фильмов, что хорошо знают в странах бывшего Советского Союза. Он был одним из лидеров кинопроката. Хоть классикой не является, но периодически смотреть можно. Раз в год, к примеру. Под настроение.
История весёлая, авантюрная. Так как картина старая — 1966 года выпуска, то нет ещё той современной черты, когда главные герои боятся посмеяться над собой. А ведь это умение не делает их слабыми, нет. Более человечными. Харизмы, стойкости, характера оно не отнимает. Если эти качества и свойства есть, то есть. А если нет — то тут никакие крутые пушки, ни роскошные тачки, ни сексапильные девушки не помогут. Всё-таки, есть в старом кино то, что потом безвозвратно потеряли. Некий шарм, романтику, авантюризм и весёлость. К трилогии «Оушена» (2001-2004-2007) это не относится. Но таких примеров немного. Думаю, вы поняли, к чему я.
Да, шарм и обаяние в старом кино имеются… «Уважаемые дамы и господа! Перед вами сокровищница Святого Януария». Какая-то супружеская пара подходит ближе, и жена говорит: «Вот видишь, какой щедрый был? А ты мне за 30 лет жизни только эти дешевые серёжки подарил». И подход интересный. Есть и душевность. «Передайте Дуду, что прибыла американская картошка!». Хотя речь шла вовсе не про овощи. А романтические отношения? «Кончеттина! Ты принесёшь нашей гостье выпить?». «А у нас нет „Кока-колы!“». И ведь веришь в эти чувства. Забавно.
Не зная главных героев (ни Дуду — актёр Нино Манфреди, ни Мэгги — Сента Бергер, Кончеттина — Клодин Оже и других), приходилось просто смотреть и отмечать, что они могут. А могут, как оказалось, немало. Всё-таки, грамотная, правильная подача играет свою немаловажную роль. Когда в первый раз нам показали этого самого Дуду, то я понял, что ни слабаком, ни глупым он не является. Наоборот! Статный, представительный мужчина, немного смахивающий на озорного и уверенного в себе Кларка Гейбла, в классике «Унесённые ветром» ! А Сента Бергер? Да это незнакомая доселе девушка Бонда! Девушка злодейка, которая может попасть под чары и встать на сторону добра! Э-э, с одной стороны. А с другой. Может соблазнить, обмануть и удрать. Тут не угадаешь сразу. Хорошая игра И за этими актёрами и актрисами было интересно наблюдать.
Что же до режиссёра, то это Дино Ризи. Много слышал о нём, но фильмы пока не попадались. Композитор, равно как и один из сценаристов (другой это — Нино Манфреди!) люди не слишком известные.
Но это и не главное. Главное — это уметь снимать хорошее, авантюрное, закрученное кино, с необычным сюжетом и непредсказуемой развязкой! Признаюсь, меня всегда волновал вопрос: получат ли отчаянные люди сокровища или же будет поучительная притча? Самая настоящая и с разным подходом притча. Мол, похитили, а их поймали. Вывод: красть нехорошо. И наказуемо. Второе: они удрали с сокровищами, а совесть не давала покоя, и они всё вернули. Третье: они с сокровищами, но не будем раскрывать всех карт. Вариантов море. Главное, что вы меня поняли.
Далее. Меня вновь восхитили итальянцы! Первый раз это было во время просмотра ещё одной авантюрной истории — «Ограбление по-итальянски», 1969-го года выпуска, а второй раз здесь. И знаете, либо они этот шарм потеряли в старых лентах, либо просто, как и американцы, боятся теперь быть смешными. Но быть смешным — не значит быть глупым. Просто ситуация показана так, что становится весело. Сами же люди мне кажутся забавными. У них под домом взрывают динамитные шашки, да так, что в комнате сыплются старые стены, а они, не отвлекаясь от телевизора, говорят: «Закройте дверь, дует!». Вот клянусь, а после 90-х этот шарм потеряли. После Фантоцци, Челентано.
А фильм-то про ограбление ведь и не чистая комедия! Нет! Авантюрная история с криминалом, шутками, забавными диалогами, приключениями. И такие истории интересно смотреть. Периодически.
Что ещё. Картина не содержит жестокости (а это важно), диалоги можно разобрать на цитаты (это всегда забавно), ну, а отсутствие большой техники (до неё не пришло ещё время) только прибавляет обаяния. Мол, а как можно под землёй пройти препятствия, если некоторых ваших участников взяли? Только используя свои умения, да включая мозги. Ну, и надеясь немного на Госпожу Удачу, да на элементарное везение. А оно может быть не всегда. Тут-то и выходит то, что выходит.
Конечно, не обошлось без погрешностей (куда же без них!), но так как картину я смотрю с раннего детства, а красота Неаполя, да шарм и обаяние старого кино никуда не исчезли, то, видя, что этот фильм можно глядеть вечно, я, справедливости ради, ставлю высший балл и прощаюсь с ним лишь на следующие пару лет. А когда соскучусь, то, вытащив его из так называемой «компьютерной полки», вновь наслажусь. Ведь такие фильмы — вечны. Что поделать. Итальянцы. «А куда вы уберёте толпу?». «Какую толпу? Будет час ночи!». «Это у вас, в Америке, люди в это время спят. У нас же, в Неаполе, весь город выйдет на улицы праздновать праздник неаполитанской песни». 10 из 10.