Эту великолепную, умную и сатирическую комедию выдал в 1985-ом году главный трудоголик Голливуда и великий режиссер Вуди Аллен («Энни Холл», «Матч-пойнт»), вдохновившись классическим фильмом Бастера Китона «Шерлок младший». В центре истории молодая официантка Сесилия, живущая ничем не примечательной жизнью с нелюбимым и грубым мужем Монком, и мирясь со своими буднями, похожими друг на друга в мрачном провинциальном городке. Но есть у неё тайная страсть — кинематограф, и каждый день в соседнем кинотеатре «Jewel» она пересматривает свой любимый фильм «Пурпурная роза Каира», где галантные люди в красивых костюмах ведут светские беседы, пьют коктейли в «Копакабане», а главный герой Том Бакстер, красавец и просто супермужчина сводит с ума всех женщин вокруг. И вот однажды происходит что-то совсем невероятное, во время одного из просмотров Том сходит с черно-белого экрана в реальный мир, подходит к Сесилии и признается ей в любви. И теперь обезумевшей от счастья женщине предстоит показать Тому свой печальный мир, очень далекий от киношного.
Я понимаю, почему в многочисленных интервью Вуди Аллен называл этот фильм одним из своих любимых, поскольку именно в этой ленте ему удалось максимально просто и оригинально поразмышлять о великой магии кино, о том мире, в котором мы в блаженстве растворяемся на полтора часа, туда, куда мы с удовольствием убегаем от своих проблем, серости жизни и своих комплексов, туда, где мы можем хоть немного пожить другой жизнью, потусоваться в прекрасном и близком нам обществе, увидеть на экране и влюбиться в идеальную для нас девушку или парня, побывать в загадочных экзотических странах, увидеть гениев творческого дела со всего мира, и найти ответы на самые каверзные вопросы нашего бытия, и именно любовь к этому искусству объединяет и сантехника, и банкира, и именно поэтому оно считается величайшим из искусств, и, наверное, поэтому Вуди посвятил ему всю свою жизнь.
Бывшая в то время музой и большой любовью Аллена, замечательная актриса Миа Фэрроу («Ребенок Розмари», «Не забывай меня») трогательно и блестяще сыграла здесь нежную, и забитую окружающим её миром девушку Сесилию, не способную ничего изменить вокруг себя и живущую лишь мечтами, пытающуюся сохранить частичку прекрасного внутри себя. Замечательный и разноплановый актер Джефф Дэниелс первоклассно и с шармом перевоплотился в персонажа черно-белых лент эпохи «Золотого» Голливуда Тома Бакстера, добавив романтики и юмора этому фильму. Замечательные образы создали и Дэнни Айелло («Гудзонский ястреб», «Ещё кружок») в роли Монка, сурового и приземленного мужа Сесилии и любимица Вуди Аллена, получившая аж два «Оскара» за участие в его фильмах Дайан Уэст («Пули над Бродвеем», «Ханна и ее сестры») в роли проститутки Эммы. «Пурпурная роза Каира» — милое и сентиментальное кино от одного из лучших режиссеров нашего поколения, в которое невозможно не влюбиться.