Оставшись после смерти матери сиротами, сводные брат и сестра отправляются на поиски своих отцов в большой город. На пути они встречают множество самых разных людей: добрых и злых, бедных и богатых, умных и идиотов — но никому до них нет ровно никакого дела, ведь каждый погружен в свои заботы. Тем более накануне Рождества. Холодная волшебная рождественская ночь завершается отнюдь не сказочным финалом.
У Алены и Никиты умерла мама. Они рождены от разных отцов, место жительство которых неизвестно, поэтому их хотят отправить в интернаты. Дети не хотят разлучаться и сбегают под Рождество в город, чтобы разыскать своих отцов. Все, что у них есть – это коробка с мелочью, фотография отца Никиты и данные, что папа Алены работает на вокзале.
Дети выглядят ужасно: с синяками под глазами от недостатка сна, в старых пальтишках. Однако они – сущие ангелы, которые верят в добрых людей, в их помощь, не умеют воровать и взять хлеб с чужого стола, даже когда падают от голодных обмороков.
Уже в самом начале фильма становится понятно, что ни к чему хорошему их путешествие не приведет. В электричке мужчина продает рождественские открытки, на которых изображена библейская сцена избиения младенцев. Этим и будут заниматься на протяжении всего фильма все, кому дети встретятся на пути: женщина с ребенком, которая украдет деньги, попрошайки, которые отберут одежду, богатые мужчины, которые потратят деньги в казино и не подумают даже накормить. Буквально все, от кого можно было ожидать хоть какой-то помощи, отворачиваются или выгоняют.
«Мелодия для шарманки» очень напоминает сказку Андерсена «Девочка со спичками», а скорее, является ее современной интерпретацией. Так же как и замерзшая девочка, дети заглядывают в уютные окна жителей города, видят там рождественскую индейку и атмосферу праздника, которого у них никогда не было. Их беспомощность просто выводит из себя, хочется, чтобы свершилось чудо, как в «Рождественской истории» Диккенса. Но в то же время эта история кажется абсолютно естественной, так как в страшных сказках не бывает чудес.