Знаменитый и культовый американский режиссер и продюсер Ридли Скотт («Тельма и Луиза», «Бегущий по лезвию») перепробовал за свою многолетнюю карьеру себя в разных жанрах, от научной фантастики до монументального исторического кино, при этом часто являясь либо его основателем, как в случае с «Чужим», либо реаниматором, как в случае с «Гладиатором». На территории шпионского кино он, пожалуй, впервые, а такое чувство, что снимал он подобные фильмы всегда.
В этой ленте много политики, чего уж скрывать, а это не самая интересная и приятная тема для масс, но Ридли Скотту мастерски удается не впадать в беспросветную скуку, а наоборот увлечь зрителя происходящим полностью, заставляя мозги активно работать и искать в словах и поступках главных героев фильма ответы на непростые для всех вопросы.
Возможно, кому-то фильм покажется местами чересчур жестким, кому-то противоречивым, но безразличным к нему остаться невозможно. Это кино, которое действительно после просмотра хочется обсуждать, поскольку у всех нас своя вера, свои политические позиции и взгляды, свое отношение к войне.
Здесь абсолютно беспроигрышный актерский дуэт из Леонардо Ди Каприо («Начало», «Кровавый алмаз») и Рассела Кроу («Три дня на побег», «Игры разума»), превосходных исполнителей любых ролей, и на сегодняшний день, пожалуй, сильнейших актеров в Голливуде. Их персонажи ветеран ЦРУ Эд Хоффман и агент национальной разведки Роджер Феррис люди совершенно разные и по возрасту, и по убеждениям и по тонкостям их профессий, их противоречия, противоборство старой и новой школы, и попытка добиться совместно общих целей — одна из интереснейших линий этой истории. Нельзя не отметить и первоклассную работу англичанина Марка Стронга («Рок-н-ролльщик», «Пипец») в роли главы иорданской разведки Хани Салам, вынужденного сотрудничать с ЦРУ, его герой просто воплощение всей мудрости и коварства Востока, и я не удивлен, что после этой роли у Стронга работы в Голливуде резко прибавилось. В «Совокупности лжи» нет четкой грани между хорошим и плохим, Ридли Скотт дает право решать это зрителю, ясно показывая, что на войне используются все средства для достижения своих целей, просто цели у всех разные. Сценарист Уильям Монахэн («Отступники», «Возмездие») написан очень динамичный сценарий по одноименному роману журналиста Дэвида Игнатиуса, сумев увлекательно скрестить документальное с художественным.
«Совокупность лжи» — это один из лучших и тщательно продуманных шпионских триллеров последних лет от большого режиссера, пропускать не советую.