Человеку, по крайней мере, современному, свойственно стремиться к комфорту. Когда человек научился добывать огонь, стало тепло. С изобретением колеса стало не нужно носить на себе тяжести, а впоследствии и на собственных ногах тоже стало можно перестать передвигаться. Совершенно не нужно описывать, сколько преимуществ открыло изобретение электричества, а затем радио, телевидения и так далее. Современное общество становится обществом комфорта и удобства. Европа в этом продвинулась заметно дальше, конечно, но и русские люди, проживающие не в глубинке, могут оценить определенные явления, связанные с этой тенденцией. Стали вырисовываться определенные стремления: чем комфортнее, тем лучше. Комфортнее для тела — человеческой оболочки, а так же и человеческой личности — своеобразного начальника этой оболочки.
Картина «Неуместный человек», получившая в 2006 году приз Ассоциации независимого кино на Каннском кинофестивале, берётся доказать неверность вышеописанного подхода к формированию существующего мира и порядка вещей в нём. У режиссера фильма, Йенса Лиена, получилось создать совершенно уникальную реальность, в которой переплетаются одновременно и утопия, и антиутопия, от чего становится немного даже не по себе. Наверное, нужно быть европейцем, чтобы этот фильм стал совсем уж страшным. В «Неуместном человеке» отражена реальность, к которой стремится весь цивилизованный свет, своего рода, идеал: чистые, широкие улицы, якобы счастливые и достаточные семьи, начальники, улыбающиеся голливудской улыбкой и пекущиеся о своих подчиненных, организованный досуг. Противоречие, однако, в том, что весь этот мир навязан непонятно кем и зачем, а оттого бездушен, безэмоционален и бесчувственен. За улыбкой начальника ничего не кроется, разговор о новом диване для гостиной глуп и смешон, секс лишь способ удовлетворить своё биологическое «Я».
Странные цели, странные отношения, странные жизни. Фильм не кричит, но с неподдельной грустью шепчет: «Идём не к тому». В этом и есть трагедия, в этом и заключается антиутопия: стремление к удовлетворению потребностей комфорта порождает чувственную немоту и обнищание души. «Я ни разу не слышал здесь детского смеха», — уже в конце фильма заявляет герой, и это вполне могло бы стать слоганом картины. Йенс Лиен вполне искренне беспокоится, что в конце своего стремления к комфорту человек станет ни много ни мало роботом, удовлетворившим все потребности в удобстве, при этом потерявшим духовные ценности, эмоциональное мировосприятие, ощущение жизни. При этом любой вспомнивший об этих вещах сразу же нарекается больным человеком, ищущим счастья, которое человек уже вроде как получил.
Визуальное оформление фильма соответствует его концепции, зрителю явно дают понять, что ничегохорошего в навязываемом ему, зрителю, идеале нет. Музыки на протяжении фильма практически нет, хотя и в этом есть своя правда. Страшный фильм, чего и говорить. Страшный тем, что так смело заглядывает вперёд и даёт неутешительные прогнозы, многие из которых уже начинают сбываться. Утрированные вещи, которые всё ближе к тому, чтобы стать нормой. Утопия и антиутопия в одной жизни. Полюс существования, который в будущем вполне может именоваться счастьем. Свою задачу — показать возможное будущее — «Неуместный человек» выполнил на все сто. Как бы это не прозвучало банально, выбор — за человеком. Пока ещё человеком, не роботом. По крайней мере, хочется в это верить.