Магазин. Меж расставленного там и тут товара снуют приказчики, покупатели придирчиво выбирают. Все учтивы и вежливы, только три пожилых мсье затеяли спор – им нравится одна и та же вещь: добротный и вместительный гроб. Каждый из спорщиков непременно желает лечь именно в него.
Эту забавную и символичную сценку Отар Иоселиани пустил эпиграфом к своему новому фильму. Фильму о зыбкости прочного и красоте простых вещей.
Министр Венсан (Северен Бланше) живет себе припеваючи. Выпивает на природе с африканским коллегой, выпивает на работе с помощником, полемизирует с длинноногой женой по поводу достоинств античной скульптуры. Однако сердца народа требуют перемен – министр вынужден подать в отставку и начать новую жизнь.
Сам режиссер играет в «Садах», как и следовало ожидать, садовника Арно, старого друга Венсана, всегда готового подставить плечо и наполнить стакан. Кроме него, наполнить стаканы, приютить, обогреть или швырнуть камнем в экс-министра спешат еще многие персонажи. И самый колоритный среди них – это, безусловно, седая мама седеющего Венсана в неподражаемом исполнении восьмидесятиоднолетнего актера Мишеля Пикколи.
«Сады осенью», как и большинство картин Иоселиани, красивы, неторопливы, наполнены музыкой, обернуты в тонкую шаль юмора и практически лишены слов. А и к чему слова, когда все прозрачно и понятно без них? Да, все на свете непостоянно. От этого, может быть, немного грустно, но это в порядке вещей. Неважно, кто ты и где сейчас, главное – рисуй, не останавливайся и не впадай в отчаяние. Рисуй свою жизнь мелом и цветными карандашами, на бумаге, тротуаре, на стенах и столиках кафе. Ведь именно ты – главный садовник в саду своей жизни.