«Мёртвую зону» я впервые посмотрела ещё в юности и с тех пор много раз пересматривала. Фильм снят по моему любимому роману Стивена Кинга, а потому мне трудно быть беспристрастной. Есть много произведений «Короля Ужасов», которые стали куда более известны благодаря блестящим экранизациям. «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля», «Сияние» имеют несравненно больший успех, чем изрядно подзабытая «Мёртвая зона». И тому есть немало причин.
Сюжет романа и фильма довольно спорный, экстрасенсы уже порядком всем надоели, как, впрочем, и непризнанные диктаторы. Кроме того, Дэвид Кроненберг изменил некоторые сюжетные коллизии на своё усмотрение. В фильме мне не хватает, к примеру, Колеса Судьбы, размышлений главного героя Джонни Смита, его многозначительных отношений с отцом ученика, а также красоты его девушки Сары Брэкнелл. На то он и Кроненберг, что ему нужно всё изменить на свой лад.
Но в фильме есть одно неоспоримое достоинство — это потрясающая игра Кристофера Уокена. Актёр настолько проник в душу своего персонажа, что тебе становятся понятны причины его поступков и некоторые «тёмные пятна» режиссуры. Уокену даже ничего не надо говорить — он просто живёт жизнью своего героя, и ты невольно начинаешь смотреть на происходящее его глазами. Кажется, что у самого Кристофера Уокена тоже есть дар экстрасенса. Хотя непонятно — дар или, скорее, проклятие? Этот вопрос острее поднимается в книге. А в фильме большее внимание уделено последствиям этого состояния. Видно, что герой бесконечно устал от мучительных головных болей, кошмарных видений и соприкосновений «лоб в лоб» с внутренним миром других людей. Это непосильная ноша для человека, и время от времени Джонни вынужден уходить в астрал — но и там ему не легче.
Кристофер Уокен настолько убедителен в роли Смита, что ты забываешь, что это всего лишь игра. Его антагонист — начинающий политик Грег Стилсон в исполнении Мартина Шина тоже весьма колоритный персонаж, правда, ему слегка не хватает «демонщины». У Кинга Стилсон описан как «смеющийся тигр» — это весьма азартный игрок, авантюрист и чародей — «продавец снов». Мартин Шин, всё-таки, сыграл этакого вальяжного самоуверенного типа. А в его герое успокоенности нет ни на грош — по сути, он всё время самоутверждается за счёт других людей. В этом и кроется опасность — для Грега Стилсона не существует других, есть только он сам и его честолюбивые замыслы. Кстати, врача играет Герберт Лом, который в своё время изображал Наполеона в «Войне и мире» Кинга Видора. Всё-таки, у Кроненберга нет ничего случайного.
Беда Джонни Смита в том, что он не может справиться с искушением и начинает следить за Стилсоном. Талантливый экстрасенс проникает в мысли авторитарного политика, и невольно начинает думать, как он — то есть «найти и уничтожить». В истории нередко случаются подобные альянсы — к примеру, Сталин и Вольф Мессинг. Тут важно оставить друг друга в покое. Джонни не смог.